Написание и публикация каждого поста в последние дни очень напоминает анекдот «Геннадий, вот ваше полотенце»: раздумываешь, как именно и что написать, а потом заходишь в ванную и…
Хотела написать про работу, а в итоге влезла на броневичок и, как обычно, взяла раздражающий меня саму менторский тон. Ну ладно, вдруг кому будет полезно, пусть остается.
Каждый в неспокойные времена устаканивается как может. Я, как и многие, — через работу. Работу я первым делом перетащила на новое место — что онлайн-работу с людьми, что бумагу и запчасти. Потому что, как и в пандемию, есть повседневные мелкие задачи и рутины, и именно они якорят. Неспокойные времена размывают границы привычных дел, расписания дня, а должно быть хотя бы что-то предсказуемое — с предсказуемым результатом. (Поэтому, например, вышивка крестиком будет успокаивать, если она по относительно простой для вас схеме и вы точно знаете, что у вас получится на выходе. Если же она сложная, с миллионом переходов полутонов и вы не уверены в себе, успокаивать она не будет).
Есть хороший лайфхак в «интересные времена», если разносит и вы теряетесь в просторах мирового океана: помимо сложных задач, которые жизнь подкидывает сама, по возможности насыпать в жизнь обычных, привычных, рутинных, которые заведомо для вас означают «я молодец» (часто это что-то, связанное с доходом, но могут быть нюансы). В такие периоды кажется, что вы не молодец ни в чем, потому что ничто не приносит положительной обратной связи, но есть у каждого некий набор, который он может выполнять. Например, у крафтера это подготовка к Новому году. Да, внутренний ежик в тумане уверен, что Нового года не будет, но если не ввести себя в рутины, до Нового года крафтер все равно доедет, но уже без запасов готовых вещей. Даже если не будет спроса на этот Новый год, будет какой-то следующий. Была хорошая картинка «В любой непонятной ситуации качай попу. Случиться может что угодно, а накачанная попа всегда пригодится».
Или другой пример: переезд в новый дом, еще не опробованный, дарит множество неизвестностей. Какие-то кнопки на дверях, про которые никто не знал. Какие-то краны, которые мы впервые в жизни видим. Какие-то непонятные, живущие своей жизнью, счетчики, про которые в энергокомпании говорят «Последите за циферками и сообразите по квитанции, что на что больше всего похоже». Какие-то стремные люди, которые ошивались на лестничных площадках и успели что-то уже потырить из общедомового имущества, и теперь все соображают, куда бежать и как сделать так, чтобы больше этого не было. Главное — оно непредсказуемо, каждый раз мелкое, но новое, сильно грузит мозг и не оплачивается (т.е. бытовые задачи ты как бы решаешь, но в итоге как будто плывешь на лодке без весел где-то в открытом море и созвездий не узнаешь). Это на фоне всего происходящего и того, что новости напоминают цирк абсурда, настолько контрастируют друг с другом заголовки. Первое, что хочет сделать мозг в такие минуты — как хомячок, сесть и умываться, потому что он не знает, что делать. Это не приведет к накоплению сил и восстановлению, зато приведет к тревожности (открытое море никто не отменял) и истощению. Верный выход — ввести себя в работу, задав себе график самостоятельно. Сделал такой кусок — молодец. На решение грандиозных задач и преодоление открытого моря установить, по возможности, лимит: скажем, если я разбиралась с водопроводом, то в сложности украденных с этажей пожарных рукавов я сегодня не вникаю.
Так вот: есть пределы того, что мы можем на самом деле контролировать в своей (и тем более чужой) жизни. Попытка взвалить на себя слишком много к эффекту не ведет, зато ведет к истощению, потому что мозг прокручивает нереальные решения нереальных задач — все эти решения большие, и подавляющую часть из них мы просто не сможем реализовать, даже если захотим, но пока они проигрываются в голове, они кажутся очень реалистичными. Затем мы задумываемся над тем, как именно мы их будем реализовывать — иииии…. сливаемся. Грандиозность задач подобна живописным горам: они выглядят фантастически, но без дополнительного оборудования и сноровки покорить эти горы нельзя, можно только упасть. Поэтому в любые непростые времена лучше всего, по возможности, на живописные огромные горы не заглядываться, если оборудования и сноровки нет, потому что в это можно слиться, а решать задачи помельче, освободив мозг.
Если вы ловите себя на том, что у вас выпадают из поля внимания целые кластеры важной информации, вы зависаете, стоя на одном месте, есть резон пересмотреть реестр задач, которые вы в голове прокручиваете, потому что оперативная память явно не справляется. А повседневная работа (в частности — приносящая или могущая принести вам доход) — как минимум, займет внимание, как максимум, подарит «накачанную попу» в сезон. Это, конечно, не всех ситуаций касается, и в экстремальных условиях и этого может не быть под рукой, но это первое, что должно быть в аптечке самопомощи, если ситуация не окончательно экстремальная, и первое, до чего есть смысл дотягиваться, как только мы из экстремальных условий выбираемся.